Что такое цветотип и зачем его знать | BEAUTY PLAN | Образовательный портал о моде и стиле
ЦВЕТ И ПРИНТ

Цвет в гардеробе. Что такое цветотип внешности и зачем его стоит знать?

Сегодня поговорим о цветотипах. Это будет большая нудная, но мегаполезная статья. С одной стороны это самая запрашиваемая тема моих постоянных читателей, а с другой самая неоднозначная и порицаемая тема в интернете. Вы можете считать, что система цветотипов — это полная фигня из прошлого века. Но я вас уверяю, что все персональные стилисты, работающие с клиентами над их гардеробами, так или иначе используют систему цветотипов. Как и любая другая теория, теория цветотипов постоянно эволюционирует. Поэтому сегодня не о сезонной теории (хотя ее тоже немного затронем). В статье расскажу свой подход к цветотипированию.

| ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОТИП ВНЕШНОСТИ

Индивидуальный цветотип — это определенное название природного колорита человека или совокупность цветов, из которых состоит окраска ваших глаз, волос, губ, бровей, ресниц и кожи.

Внешность каждого человека уникальна. При выборе одежды и макияжа мы так или иначе отталкиваемся от нашей уникальности. Таким образом, цветотип — это принципиально важный параметр внешности, который определит те оттенки цвета, которые целесообразно иметь в гардеробе и косметичке для создания наиболее подходящих для вас образов.


Примерно 10 лет назад был большой спрос на услугу индивидуального цветотипирования. Множество стилистов предлагали данную услугу и обещали, что она решит все проблемы с гардеробом. Сейчас же только ленивый не ругает и не обесценивает теорию цветотипирования. Множество статей на модных сайтах пропагандируют идею бессмысленности определения цветотипа, которое по мнению модных блогеров ставит цветовые «рамки» для самовыражения.

Где же правда? А правда как всегда где-то посередине.

По моему личному мнению понимание своих индивидуальных особенностей просто необходимо для построения гармоничного стиля. Знание индивидуального цветотипа дает множество неоспоримых преимущества. Но нельзя отталкиваться только от цветотипа. При выборе цветовой стратегии гардероба мы должны учитывать свои личные цветовые предпочтения, уместность и практичность в зависимости от образа жизни и погодных условий, свои имиджевые задачи и управление впечатлением, возраст в конце концов. Я не про то, что в возрасте нельзя что-то носить. Я скорее про то, что с возрастом что-то уже не хочется носить. Поверьте, мне самой уже много за сорок лет. Немаловажным фактором является умение работать с цветом в гардеробе и индивидуальное цветовое зрение.

| ТЕОРИИ ЦВЕТОТИПОВ

Можно выделить два основных направления в цветотипировании: привычная сезонная система и более профессиональная тональная теория цветотипов.

Сезонная теория цветотипов наиболее растиражирована в интернет-пространстве. Вы точно о ней слышали и хотя бы один раз пытались себя типировать по этой системе. Она появилась в 70-е 80-е годы 20 века. Суть сводилась к разделению типов внешности на 4 основные группы по колориту, названных по временам года. Осень и Весну принято считать теплыми по цвету, а Зиму и Лето — холодными по цвету.

Вообще теория была прорывом в свое время. Ее недостаток, что в такую классификацию попадает не более 25% женщин. Остальные мимо. Поэтому теорию постоянно расширяли и усложняли. Сначала появилось 12 цветотипов, потом 16 цветотипов, 32 цветотипа, и наконец, 64 цветотипа. В общем все усложнилось до безобразия. 

Второй существенный недостаток сезонной системы — она ставит во главу угла именно температуру природных красок внешности. При том, что есть девушки, у которых температура внешности (а в первую очередь кожи) явно не считывается. А как же быть с глубиной и насыщенностью индивидуального колорита. При том, что они могут быть проявлены значительно сильнее температуры природных красок у отдельного человека.

Современные стилисты уже мало пользуются сезонной теорией. Они либо используют тональную систему цветотипирования внешности, либо вообще игнорируют колорит внешности клиента. На мой взгляд последнее чаще всего является следствием низкого профессионализма и слабых знаний в колористике.

При работе с клиентами я пользуюсь тональной теорией. Но так как сезонная система более популярна и понятна, то при коммуникации с клиентами я так или иначе оперирую понятиями летний цветотип, зимний цветотип, весенний цветотип и осенний цветотип. Дело в том, что эти две системы очень взаимосвязаны и подчинены объективным законам колористики. Разница всего лишь в методологии и способе подачи информации.

Сезонная система очень поэтична, но весьма абстрактна и неконкретна. Четырехсезонная система цветотипирования (Зима, Лето, Осень, Весна) грешит неточностями, она слишком обобщенная для практического применения. Двенадцатисезонный метод уже более детальный и жизнеспособный, но от этого более запутанный и сложный для понимания. Дробление внешности еще на большее количество сезонов (16, 32, 64) делает систему чрезмерно сложной и неподъемной для понимания.

В общем, о сезонном цветотипировании мы больше говорить не будем. Попробую объяснить вам основы колористики максимально простым языком и переложить их на краски нашей внешности.

| ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА

Наши глаза, волосы, губы, кожа, ресницы и брови, как любая физическая материя, имеют свой цвет. И более того свой цветовой тон и подтон. И тут действуют все те же законы колористики, как в интерьерном дизайне, художественном искусстве, веб-дизайне и тому подобное.

Любой цвет имеет три пары характеристик — глубина, насыщенность и температура. Соответственно, он может быть темным или светлым, ярким или приглушенным, теплым или холодным. Когда мы говорим о колористике, всегда лучше обращаться к цветовому кругу Иттена.

Глубина цвета

Глубина цвета (или его светимость) — это качество цвета, связанное с количеством добавленного в него белого или черного красителя. Эту характеристику цвета человеческий глаз улавливает без труда. Думаю, вы легко отличите темный оттенок цвета от светлого.

Глубокий темный цвет получается путем добавления к чистому цвету черной краски, а светлый цвет — белой краски. Также легко можно считать светлый или темный колорит природных красок внешности человека. Девушек со светлым колоритом более всего украсят светлые оттенки цвета, а девушек с темным цветотипом — более затемненные оттенки.

Светлые цвета даже имеют свое определенное название — пастельные цвета. Пастель имеет минимальную глубину и максимальную светимость. Это фактически легкое прикосновение хроматического цвета к массиву белой краски. Она ассоциируются у нас со свежестью и воздушностью. И более всего подходят блондинкам с прозрачной кожей и светлыми глазами.

Насыщенность цвета

Насыщенность цвета — это интенсивность определенного тона. Насыщенный цвет можно назвать ярким, чистым. Менее насыщенный цвет (приглушенный, мягкий) получается путем добавления к чистому цвету серой краски. Такие цвета можно назвать «пыльными»или «дымчатыми». Обычно глаз человека также достаточно легко считывает добавление серого красителя в хроматические цвета. Полностью ненасыщенный цвет — это любой оттенок серого.

Аналогично любым предметам в физическом мире наша внешность также может быть более яркой или более приглушенной, как будто «припыленной». И опять все весьма логично. Девочкам с мягкой приглушенной внешностью больше подойдут более сложные приглушенные цвета. Яркая высококонтрастная внешность легко выдерживает яркие чистые и даже кислотные цвета. Мягкие цвета на них могут смотреться застиранными, а вещи более дешевыми.

Эталонным примером ярких насыщенных цветов может служить набор детских фломастеров. Эти цвета очень простые для восприятия. Наш мозг, не напрягаясь, считывает цветовой тон. Поэтому в стилистике часто такие цвета считают слишком простыми, слишком прямыми по воздействию на человеческую психику, иногда я даже слышу термин примитивные. Чем больше в цветовом тоне разных примесей (например, серого цвета), тем сложнее становится цветовое воздействие. Мозгу смотрящего приходится напрягаться.

Исходя из вышесказанного посоветую окружать своего ребенка более сложными для восприятия цветами — посуда, одежду, игрушки. Пусть будут и яркие, но пусть будут и более светлые, темные, приглушенные, многокомпонентные, в сложных гармоничных сочетаниях. Так вы сформируете у ребенка хороший цветовой вкус еще в раннем детстве.

Квенсистенцией насыщенности, яркости цвета являются, так называемые, кислотные (неоновые) цвета — цвет лайма, фуксия, индиго, канареечный желтый.

Температура цвета

А вот тут и начинаются главные сложности. Если разделить цветовой круг Иттена попалам, то все цвета, близкие к желтому и оранжевому, мы подсознательно воспринимаем, как теплые. Все, что ближе к синему, кажется нам холодным.

Но не все так просто. Дело в том, что у каждого цвета есть тон и подтон. Тон — это основной хроматический цвет, его мы видим сразу. Подтон -то, что делает его теплым или холодным, то есть цветовая добавка. Если добавить капельку желтого или оранжевого к любому цвету, то это сделает его теплым, а если добавить капельку синего, то цвет похолодеет. Таким образом у любого хроматического цвета есть теплый и холодный оттенок (кроме оранжевого, он всегда теплый). Покажу несколько примеров.

Наша внешность может быть теплой, холодной или нейтральной по температуре. Последнее, когда температура плохо считывается и не является доминирующей характеристикой внешности. Девушек с теплым колоритом больше всего украсят цвета с теплым подтоном (особенно у лица), а девушек с холодной внешностью — цвета с холодным подтоном.

| КОЛОРИТ ВНЕШНОСТИ

И вот только сейчас мы дошли до заявленной темы. Кратко рассмотрим тональную теорию цветотипов и алгоритм цветотипирования.

Дирекционный (тональный) метод

Как я сказала ранее я работаю с тональной системой, а точнее использую дирекционный метод цветотипирования. В настоящее время он считается самым передовым.

По дирекционой системе природные краски внешности (волосы, глаза и кожа) можно описать с помощью все тех же трех ведущих характеристик: температура цвета, глубина цвета, насыщенность цвета.

Они могут быть:

  • По температуре цвета — холодные, теплые или нейтральные
  • По глубине цвета — темные, светлые или средние (не слишком темные и не слишком светлые)
  • По насыщенности — чистые яркие или приглушенные мягкие, либо средние

У каждой из нас, как правило, всего одна ключевая характеристики наших природных красок. И она обычно считывается очень легко. Фактически с первого взгляда. Это и есть наш природный колорит. Остальные характеристики могут быть менее выражены, совсем не выражены или выражены очень слабо (это, как правило, средние или нейтральные значения температуры, глубины или насыщенности красок).

Сможете сходу определить ведущую цветовую характеристику у каждой из этих прекрасных девушек?

Как определить свой цветотип

Итак, алгоритм цветотипирования включает 4 этапа .

  • 1 этап. Определяем наши природные краски по глубине цвета — Темный или Светлый цветотип
  • 2 этап. Определяем наши природные краски по насыщенности цвета — Яркий или Мягкий цветотип
  • 3 этап. Определяем наши природные краски по температуре цвета — Холодный или Теплый цветотип
  • 4 этап. Ранжируем все характеристики по степени выраженности. Определяем ключевую характеристику внешности

Таким образом, я просто анализирую цветовые параметры конкретного клиента, не загоняя его ни под какую систему типирования. А дальше даю рекомендации по подбору цветовой стратегии гардероба и для построения гармоничного образа. И более того учу их нарушать эти рекомендации.

У обоих девушек Мягкий колорит внешности, но у первой очевидно холодная, а у второй теплая внешность

Связь сезонного и дирекционного метода

Помните, в самом начале статьи я говорила, что в своей коммуникации с клиентами я все равно использую терминологию сезонных цветотипов. Вроде бы как критикую, а все равно использую. Просто неподготовленным в колористике женщинам более понятен этот язык. Но связь между двумя методиками прямая и очевидная. Поэтому не вижу смысла грузить клиентов непривычными терминами, предпочитая говорить на их языке.

Согласно сезонной теории Зима и Весна по насыщенности являются яркими цветотипами, Лето и Осень — приглушенными. А по глубине (темноте / светлоте) Зиму и Осень принято считать темными, а Лето и Весну — светлыми. А если точнее, то смотрите шпаргалку ниже.

| КОНТРАСТНОСТЬ ВНЕШНОСТИ

Помимо природного колорита красок нашей внешности не менее важной характеристикой является индивидуальная контрастность. Можно выделить две основные (на самом деле их больше):

  • контрастность по светлоте
  • цветовая контрастность

Контраст по светлоте

Контраст по светлоте — это контраст по глубине цвета между волосами, глазами и кожей, создаваемый более светлыми и более темными цветами. Цвет волос и цвет глаз в данном случае подразумевается не природный, а приобретенный, если ваши волосы окрашены или вы носите цветные линзы. Также следует учитывать насыщенность окраски бровей и цвета помады, которые вы привыкли носить в повседневной жизни.
Определить контраст по светлоте очень просто — посмотрите, насколько велика разница между глубиной цвета самых темных и самых светлых красок вашей внешности. При этом обращайте внимание не на сам цвет, а на его глубину — светлый или темный. Хорошим помощником могут послужить ваши черно-белые фотографии. Покажу на своем примере. Перевела фотки в черно-белую версию и воспользовалась шкалой Манселла. Разница между самыми светлыми и самыми темными красками моей внешности составляет как минимум 6 делений. Моя степень контрастности по светлоте достаточно высокая, хоть и не максимальная.

1 — кожа; 2 -радужка глаз; 3 — волосы

Рассмотрим для примера девушку с низкой контрастностью по светлоте. Проведем те же манипуляции.

1 — кожа; 2 -радужка глаз; 3 — волосы

Обычно даже не нужно проводить такой анализ внешности. Контрастность и без этого сильно бросается в глаза. Для чего же она нужна, спросите вы. Отвечаю. Для подбора оптимальных цветосочетаний в образе (особенно у лица) и для выбора принтов.

Чем выше контраст внешности по светлоте, тем более контрастные образы вы можете себе позволить без потери привлекательности. Например, внешность с высокой коконтрастностью по светлоте очень украшают графичные черно-белые образы и черно-белые принты. Для низкоконтрастной внешности графичность в образах нужно снижать, выбирая не черно-белую тельняшку, а сине-белую или коричнево-бежевую, как вариант.

Цветовая контрастность

Чтобы понять, что такое цветовой контраст внешности, давайте опять вспомним цветовой круг Иттена. Покажу на своем примере. Я очень темная шатенка с зелеными глазами, кожа у меня обычная, без выраженного пигмента, как и у большинства россиянок.

Смотрим на цветовой круг. Темно-коричневый — это один из глубоких оттенков оранжевого цвета. Оранжевый и зеленый являются контрастными цветами, так как отличаются друг от друга более, чем на три-четыре деления. Следовательно, моя внешность имеет достаточно высокий цветовой контраст, хоть и не максимальный. При ярком макияже (брови, тени, помада) этот контраст усиливается.

Чаще всего нам нужно сравнивать цвет глаз с цветом волос (даже если они окрашенные). Цвет кожи в данном случае будет иметь роль только в том случае, если кожа ярко окрашена (например, у мулаток). Итак, если цвет ваших волос будет сильно контрастировать с цветом ваших глаз, то цветовой контраст внешности будет высоким. И наоборот. Давайте на примерах.

Внешность может быть монохромной (одноцветной). Например, брюнетка или шатенка с карими глазами.

Внешность может быть аналоговой (от слова аналогичной). Например, золотистая блондинка с зелеными глазами.

Ну или высококонтрастной по цвету. Ниже показываю примеры.

Для чего полезно знать свой цветовой контраст внешности. Опять же для того, чтобы выбирать максимально подходящие цветосочетания в образе и принты в одежде. Теперь у вас уже достаточно информации, чтобы не просто принять на веру, а понять следующее правило.

Цвета в гардероб мы подбираем исходя из колорита природных красок нашей внешности — затемненные или более светлые, яркие чистые или мягкие сложные припыленные, теплые или холодные. А вот сочетаем мы их в образе с оглядкой на нашу индивидуальную контрастность по цвету и по светлоте. Исходя из последнего подбираем и принты, особенно у лица. Все это мы обсуждаем с моими клиентами на консультации по цвету в гардеробе. Приходите и вы. И я разработаю для вас персональную цветовую стратегию гардероба. Подробнее о консультации по цвету в гардеробе >>

У меня есть целая серия статей по сочетанию цветов в образе. Там очень подробно подсвечен момент, кому и почему подходят те или иные цветосочетания.

| МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ЦВЕТОТИП

Считается, что индивидуальный цветотип дается нам от природы и изменить его мы не в силах, а меняя цвет волос, мы можем повлиять только на нашу индивидуальную контрастность. Я бы не была столь категорична. Существует большое количество примеров успешной кардинальной смены визуального цветотипа среди публичных личностей. Самый яркий пример Дита Фон Тиз. Актеры очень часто меняют свой имидж в жизни и в кино. Но не забываем, что над этим работает целая команда стилистов, имиджмейкеров, костюмеров, стилистов по волосам, визажистов, диетологов (кто там еще есть).

1 — Дита Фон Тиз; 2 — Тильда Суинтон; 3 — Николь Кидман

Тут все зависит от ряда нюансов, которые мы и оговорим.

  • Накладывая фильтры / ретушь на фото или видео вы можете принципиально изменить колорит вашей внешности. В век социальных сетей, когда мы работаем, общаемся и учимся через монитор, это стало актуально. Появился целое направление — digital fashion
  • Очень сильно можно трансформировать свой цветотип при помощи макияжа и окраски волос. Плюс не забываем про цветные контактные линзы, нарощенные ресницы, окрашенные брови, татуаж губ. Но тут я имею ввиду не легкий естественный макияж, это будет прям боевой раскрас с контурингом, большим количеством тонального крема на лицо, шею и зону декольте. И волосы красить придется очень часто, чтобы ни миллиметра корней не было видно
  • Изменить контрастность можно вообще очень легко, нужно просто затемнить или высветлить цвет волос на один-два-три тона, покрасив брови, нарастив ресницы. Или просто сделать чуть более яркий макияж

Вопрос зачем вы это хотите сделать и согласны ли вы тратить на это силы и деньги. В любом случае отнеситесь к вопросу комплексно. Это системная цветовая перестройка внешности. Лично я за эксперименты, но за осознанные эксперименты.

Даже если вы просто хотите поменять цвет волос, не пренебрегайте консультацией хорошего колориста или стилиста по волосам. И помните, что любая кардинальная смена цвета волос требует хотя бы частичного изменения цветовой стратегии гардероба, а иногда полного.

| ЗАЧЕМ ЗНАТЬ СВОЙ ЦВЕТОТИП

Почему полезно знать свой цветотип?! Чтобы подбирать максимально подходящие для своего природного колорита цвета в одежде и выгодные цветосочетания в образах, которые максимально украсят вашу внешность. Это в идеале. Но что делать, если не нравятся «свои» цвета или нравятся «не свои» цвета.

Однозначно, носить то, что нравится несмотря на свой цветотип. В рекомендациях стилиста всегда указаны наиболее подходящие для вашего цветотипа цвета, которые максимально раскроют природную красоту и будут выглядеть гармонично. Это совершенно не означает, что во всех других цветах вы будете выглядеть ужасно некрасиво. Нет, конечно. У цвета нет такой волшебной силы превращать красавицу в дурнушку.

Другой важный момент. Гармония в образе не всегда является основной целью. Иногда нужна именно дисгармония, так как она вызывает значительно больше эмоций и обращает на себя внимание. Слышали такое понятие, как эстетика некрасивого.

Носить можно все, что вам нравится, любые цвета, любые оттенки, в любых сочетаниях. Но все же я позволю себе ряд рекомендаций.

  1. Размещайте «не свои» цвета подальше от лица. Это может быть низ — юбки, брюки. Если это верх (блуза, платье, топ), то лучше, если вырез будет глубоким. На пальто, плащ, куртку всегда можно надеть колье, шарф, палантин, платок своей колористики.
  2. Надевайте на топ или платье «не своего цвета» верхний слой подходящей вам колористики. Это может быть кардиган, накидка-кимоно, жилет, плащ, пальто, пиджак. Многослойный образ всегда смотрится интереснее.
  3. Смело выбирайте обувь или сумку любимых, но «не своих» цветов. Они слишком далеко от портретной зоны, чтоб оказать хоть малейшее негативное влияние на внешность. Да и пропорции в данном случае будут минимальны.
  4. Играйте пропорциями. «Не свои» цвета в образе должны составлять меньшую пропорцию, по сравнению со «своими» цветами. Хотя это правило, из которого бывают весьма приличные исключения.
  5. И помните, «не своих» вещей в гардеробе не должно быть много. Вписать их в свой гардероб уже сложнее с точки зрения комбинаторики образа. Исключением являются универсальные нейтральные цвета монодроба, о которых на сайте есть целая статья.

И еще раз акцентирую ваше внимание, что знать свой цветотип недостаточно для формирования эффективного гардероба. Это всего лишь один фактор из многих. Нужно уметь чувствовать цвет. Это многократно важнее. Тренируйте цветовое зрение, рисуйте красками, смотрите на красивое, увлекайтесь искусством, повышайте свою насмотренность.

Цвет в стилистике одна из самых сложных тем. Возможно материал показался неподъемным для понимания. Иногда целесообразно делегировать управление своим гардеробом профессионалу. Любую гардеробную перезагрузку клиента я всегда начинаю с цвета. Если нужна будет моя профессиональная помощь, то обращайтесь. Весь комплекс гардеробных услуг описан на сайте. Подробнее об услугах >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.